Logo

Учение «Живая Этика»

«Сущие храмы создать надо на счастливой, чистой почве России, в жизни вашей. Настойчиво откройте Врата ищущим сердцам. Я ведаю, когда надлежит открыть Новые Врата».
«Зов» март 31
Свобода воли и дисциплина

 

Наталия СПИРИНА

 

Свобода воли и дисциплина

 

        4 мая День рождения Наталии Дмитриевны Спириной (19112004),

                  День Рериховской поэзии

 

  

    Н.Д.Спирина. 1996. Новосибирск

 

                      

 

Не сам ли дух избрал её когда-то —

Судьбу свою, свой одинокий путь?

Не сам ли он, торжественно и свято,

Решил дойти и вспять не повернуть?

Не сам ли он избрал свой Идеал,

Звезду свою не сам ли он избрал?! [1]

 

          В чём заключается свобода воли? Она заключается в свободе выбора поведения, пути, работы, отношения к ближним. А дис­циплина — в том, чтобы подчинять свои желания необходимо­сти данного момента. Человек должен считаться с результатами этого выбора. Необходимо учитывать, будут ли полезны эти ре­зультаты и себе, и другим людям, и делам; к чему они приведут, сочетаются ли они с общепринятой этикой и моралью.

         Когда свобода выбора совершилась, то без дисциплины нельзя выполнить намеченные действия. Свободен в своём выборе каж­дый, но следствия выбора несёт по совершённым им делам.

         Учение Живой Этики говорит: «Свободная воля служит пред­метом наибольших противоречий. Для одних она превращается в своеволие, для других в безответственность, для третьих в бе­зумие самомнения. Только прошедший дисциплину духа может осознать, как сурова действительность свободы.

         Упадок свободы можно назвать праздником невежества. Люди не могут примириться с Иерархией знания и уважать су­ровость воли. Между тем, возможна ли Йога, где нет ответствен­ности за волю?» [2]

         «Свободная воля существует, и никто не будет отрицать её, но постоянно можно замечать какие-то несоответствия с действиями и мышлением Сил Надземных. Дело в том, что воля мо­жет быть гармоничной с Силами Высшими или хаотичной, на­рушая созидание. Плачевно наблюдать, что воля хаотичная пре­обладает среди людей. Она не улучшается от формального образования. Свобода воли есть прерогатива человека. Но без гармонии с Силами Высшими она становится бедствием» [3].

         «Свободная воля есть торжественное напутствие путнику. Невозможно не дать перед дальними путями ценного дара сво­бодной воли» [4].

 

Зову на бой с самим собой!

Тебе от сотворенья дан

Свободной воли страшный дар.

Той битвы роковой исход,

Свою судьбу, паденье, взлёт

Решать настанет твой черёд,

Когда урочный час пробьёт [5].

 

         «Каждый может действовать по способности, не будет он стеснён. Но мудрый осознаёт, какова ответственность за пользо­вание сокровищем свободной воли. Как бы дан кошель, полный золота. Можно его расходовать по усмотрению, но придётся дать отчёт, и Братство научит, чтобы порученное сокровище не было потрачено без пользы» [6].

         По этому поводу вспоминается приве­дённая в Евангелии притча о талантах. В ней рассказывается о том, как некий человек собрался отправиться в чужую страну и перед этим поручил, на время своего отсутствия, сохранить од­ному из своих рабов пять талантов (талант — вес серебра), дру­гому — два, а третьему — один талант. Получивший пять талан­тов употребил их в дело и этим приобрёл ещё пять талантов; точно так же сделал и получивший два таланта; а получивший один талант закопал его в землю. По возвращении хозяина два первых раба вернули удвоенные ими таланты, за что он похвалил и возвысил их, а у третьего, получившего один талант и закопав­шего его в землю, он велел отнять данный ему талант и подверг­нуть этого раба суровому наказанию.

         «Свободная воля остаётся отличием человека. Можно сожа­леть, если эта превосходная энергия устремляет безумцев в про­пасть. Можно озаботиться предупреждением, но нельзя сломить закон свободной воли. Среди судеб Атлантиды можно видеть, что предупреждения изливались щедро, но безумцы не слыша­ли. Также и среди других эпох можно усмотреть напоминания» [7].

          «Чистые сердца увидят Высшее» [8]. Как сказано в Евангелии: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» [9]. «Только нуж­но помнить, что чистота принятых понятий зависит от свобод­ной воли. Люди начинают чистую жизнь, как в доме, так и в сердце, по своему решению. Так, руководитель не может заста­вить вычистить сердце, если к тому нет желания. Лучшая чист­ка Огнём» [10], то есть огнём сердца, горящего в устремлении к чистоте.

         «Свобода выбора заложена во всём. Никакое насилие не долж­но прерывать путь, но позволительно дать каждому светильник в пути долгом». Свободу избрания может осмыслить только про­свещение, потому оно «есть утверждение бытия» [11].

          «Закон свободной воли не позволяет прекращать зарожде­ние преступлений. Но закон справедливости даёт возможность прекращать развитие вреда...» [12] Возьмём, к примеру, войны и причины, их порождающие. Есть войны захватнические, направ­ленные на выгоды для своего народа в ущерб другим, и войны освободительные, направленные на освобождение своего наро­да от порабощения и уничтожения. Последние ярко выражены в известной песне «Пусть ярость благородная вскипает, как волна. Идёт война народная, священная война».

         Часто считают, что дисциплина идёт вразрез со свободой воли, но суть в том, куда направлена свободная воля, можно ли сетовать на её подавление.

         Человек, стремящийся к прогрессу, неизбежно приходит к пониманию необходимости самодисциплины, без которой ника­кой духовный прогресс невозможен.

         «Дисциплина духа есть неизбежная ступень на пути восхож­дения его по лестнице жизни. Надо овладеть своей личностью и подчинить её цели эволюции Индивидуальности» [13].

         «Самодисциплина, накладываемая на себя учеником, доб­ровольна. Импульс её утвердить исходит из сознания самого ученика. Никто не понуждает, никто не заставляет, но огненно устремлённое сердце самостоятельно приходит к осознанию не­избежности этой самодисциплины. (...) Дисциплина духа, веду­щая к овладению собою, проявляется во всех мелочах жизни. Именно мало-малейшее имеет большое значение. Улыбка, сло­ва, жесты, мимолётные мысли и отношение к ним — всё подле­жит строжайшему контролю» [14].

          «Самодисциплина всегда хороша, но она особенно ценна и глубока по значению, когда проявляется наедине. И для людей, но главным образом, для самого человека имеет она свой осо­бый смысл. Невежество полагает, что, оставаясь наедине, оно может вести себя как угодно. Но ведь всё видит Пространство и все запечатлевает явно и тяжко» [15].

 

Пространство видит и хранит,

Пространство слышит и запомнит —

Свидетель вечный сотворит

Вам памятник нерукотворный... [16]

 

          Одним из способов утверждения самодисциплины издавна являлись так называемые обеты, нарушение которых считалось тяжким грехом.

         «Обеты самого различного свойства были одобрены раз­ными учениями. Каждый обет очень полезен со стороны дис­циплины. Люди трудно верят, насколько подобные упражнения дисциплины нужны для будущих достижений. Обет сокращает много тропинок распущенности. Такая неразборчивая, безответ­ственная распущенность даёт самые плачевные последствия в Тонком Мире. Она подобна детской игре с Огнём. Нужно пом­нить всегда об опасности распущенности. Начать отучаться от распущенности лишь в Тонком Мире и трудно, и болезненно. Тут (на земле) лучше всего испытать себя разными полезными обе­тами. Люди впадают часто в смешное положение, когда усилен­но дают обеты лишь при опасности. Лучше понимали древние, когда давали обеты в честь самого Высшего, усиливая тем вос­торженное и торжественное настроение. Это было не суеверие, не сделка с Высшими Силами, но порыв духа, нашедшего ещё одно освобождение» [17].

          Е.И.Рерих писала: «Если бы знали все, возмущающиеся про­тив иерархического начала, какая дисциплина послушания ца­рит среди Иерархии Света! Какое послушание проходят истин­ные ученики Света! И послушание это требуется вовсе не для того, чтобы контролировать ученика в интересах Великих Учи­телей, но для того, чтобы ученик мог таким образом вступить на первые ступени, ведущие к пониманию и принятию Космиче­ской Воли. Дисциплина есть начало всего знания и всей мощи» [18].

          В книге Община сказано: «Дисциплина свободы отличает Наши общины. Не только дух дисциплинирован, но и качество внешних действий» [19]. «Суровый распорядок жизни некоторых монастырей прошлого и настоящего времени очень поучите­лен» [20]. Если дисциплина возможна в монастыре, то до какой-то степени возможно дисциплинировать себя и в обыденной жиз­ни, и не разрешать себе распущенности и своеволия. Так называемые хорошие манеры есть тоже один из видов самодисцип­лины, когда человек не позволяет себе кричать на других, хамить, прерывать другого на полуслове, опаздывать, заставляя себя ждать, не выполнять обещаний, и тому подобное.

          «В дисциплине духа нуждается человечество, но она должна быть добровольной, и в этом вся трудность» [21]. К примеру, возь­мём брак. Человек выходит замуж или женится по своей воле, но дальше от него требуется дисциплина в создавшейся после его выбора семье. Дисциплина родителей заключается в заботе о детях, которых они произвели на свет.

          В воспитании детей важно не слепое подчинение детей при­казам родителей, а их понимание — для чего те или иные дей­ствия допустимы или недопустимы, хороши или дурны. Ребё­нок может подчиниться приказу родителей из страха перед наказанием, но от этого он лучше не станет. Другое дело, когда он понимает, почему ему указывается то или иное. Тогда он бу­дет подчиняться сознательно указаниям родителей без приме­нения насилия с их стороны. Детям нередко кажется, что их сво­бодная воля угнетается взрослыми, но это происходит обычно тогда, когда дети совершают вредные для себя и других поступ­ки, не понимая их вреда. Также и во всей жизни не страх перед наказанием, но понимание результатов от совершения тех или иных поступков должно присутствовать в сознании,

          Таким образом, дисциплина вытекает из сознательного по­нимания причинно-следственной связи поступков и их резуль­татов. Учение призывает нас к сознательному бытию, а не к сле­пому подчинению тем или иным канонам. Только таким образом сформируется сознательная человеческая личность. Е.И.Рерих об этом говорит: «...Каждая дисциплина, в конце концов, сводится к самодисциплине. Ибо дисциплина, кем-то другим на нас на­ложенная, есть лишь дисциплина внешняя и, конечно, ни к ка­ким духовным достижениям привести не может» [22].

           В книге «Мир Огненный» сказано: «Самая трудная, но необ­ходимая дисциплина заключается в действии на пользу Мира. Нелегко проследить за собою, чтобы избавиться от мыслей и дел самости. Но зато когда вся личность отдана Миру, тогда дисцип­лина становится не только лёгкою, но даже неощутимою» [23].

          «Нужно понимать дисциплину как организованное, свободное сотрудничество. Среди приёмов воспитания сердца свобод­ная организация сотрудничества имеет значение. Но пока при­таится где-то принуждение, не может быть разумного сотрудни­чества и желательного следствия. Но поспешим с пониманием сотрудничества. Невозможно надеяться на расцвет и победу, где разъединение. Примем эту истину, как Указ» [24].

          Мы создали в городе Новосибирске Сибирское Рериховское Общество, и это налагает на создателей и участников его опре­делённую дисциплину во взаимоотношениях. Недопустимо се­годня вступить добровольно в коллектив сотрудников и стремить­ся вместе с ними к намеченной цели, а завтра — пренебрегать их мнениями и проявлять своеволие, идущее вразрез с общим выбором цели и задач, поставленных при создании Общества.

          Этому закону свободной воли подчинены все наши дела, как малые, так и большие.

 

Мы зовём к Высотам за Собою!

Ты свободен в выборе своём:

Если хочешь — следуй за Звездою,

Если нет — иди

своим

путём [25].

 

 

                                                  

 

 

Слово на Круглом столе Сибирского Рериховского Общества 28 сентября 2003 г.

Новосибирск

 

Примечания:

Опубликовано:  «На Восходе»: Изд-е Сибирского Рериховского Общества, Новосибирск, 2003. № 10.

1. Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск, 2001. С. 44.

2. Агни Йога, 222.

3. Братство, 103.

4. Там же, 570.

5. Спирина Н.Д. Капли: Сборник стихов. Новосибирск, 2001. С. 222.

11. Братство, 570.

7. Там же, 524.

8. Мир Огненный III, 576.

9. Евангелие от Матфея, 5:8.

10. Мир Огненный III, 576.

11. Мир Огненный I, 269.

12. Сердце, 545.

13. Грани Агни Йоги XI, 699.

14. Там же, 509.

15. Грани Агни Йоги IХ, 271.

16. Спирина Н.Д. Капли: Сборник стихов. Новосибирск, 2001. С. 337.

17. Мир Огненный I, 421.

18. Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 10.10.1934.

19. Община, 91.

20. Грани Агни Йоги XI, 619.

21. Там же.

22. Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 8.03.1935.

23. Мир Огненный I, 443.

24. Сердце, 571.

25. Спирина Н.Д. Капли: Сборник стихов. Новосибирск, 2001. С. 330.

 


Вернуться к списку: всех статей

Читать также статьи: Статьи