Logo

Учение «Живая Этика»

«Сущие храмы создать надо на счастливой, чистой почве России, в жизни вашей. Настойчиво откройте Врата ищущим сердцам. Я ведаю, когда надлежит открыть Новые Врата».
«Зов» март 31
КУЛЬТУРА И ЧЕЛОВЕК

     Наталия СПИРИНА

                                                          

                                      КУЛЬТУРА И ЧЕЛОВЕК

 

             9 октября    День Памяти Николая Константиновича Рериха (18741947)   

                                                                    День Культуры

 

      С.Н.Рерих. Портрет Н.К. Рериха. 19301940–е

 

      Духовная Культура строится Нами и вами [1].

                                                                                                                               Зов

         Любое понятие, даже самое высокое, если остаётся в сфере тео­ретической, — не жизненно. Или после теории последует практика, или теория отмирает за неприменённостью. Если мы не осознаем Куль­туру в применении к жизни и человека как её выявление, то слово «Культура» станет пустым звуком.

         Вспомним ещё раз определение, данное Николаем Рерихом о том, что такое культурный человек. «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образован­ным, он делается интеллигентным, затем следует утончённость и со­знание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры».

         Елена Ивановна Рерих добавляет, приводя эту цитату — «Куль­тура есть синтез, культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания...» [2]

         Подходя в этом аспекте к Учению Живой Этики, мы начинаем понимать, что оно формирует человека как носителя Культуры. При­зыв к совершенствованию есть призыв к реализации Культуры в каж­дом из нас.

         Продумывая ряд упоминаемых в Учении положительных и от­рицательных качеств, мы можем подойти к ним с точки зрения Куль­туры, и тогда станет ближе и понятнее и сам этот термин, и человек, к которому он прилагается. И это понятие будет расти вместе с осозна­нием значения этики как пути прогресса, пути продвижения к Свету.

        Эволюция человека есть постепенное раскрытие в нём того Бо­жественного потенциала, который заложен в зерне его духа. И при этом раскрытии в нём всё больше растёт почитание Света во всех его проявлениях Правды, Добра и Красоты, то есть Культуры. Иначе не может быть. Красота и безобразие несовместимы, так же как любовь и злоба, сострадание и бессердечие.

        Высочайшими носителями Культуры были все духовные Учите­ля и святые подвижники всех времён к народов. Их так не называли. Но не они ли были подлинными служителями и проповедниками Све­та, то есть Культуры, и совершенными примерами претворения своих призывов в жизни.

        В книгах Учения говорится о «гордости духа», о достоинстве человека; люди призываются быть «царями духа». Иными словами, нас призывают стать культурными людьми в самом высоком смысле этого слова. «Гордость духа — ступень к подвигу. Если бы все люди были царями духа, не было бы и половины вреда» [3].

        «Часто вы произносите слово Культура, оно значит почитание Света. Так напоминаю, насколько велика общая ответственность пе­ред Светом, если каждая мысль может или затемнить, или очистить пространство» [4].

        «Конечно, эволюция духа требует утончения, без которого не­возможно строить. Каждый, считающий себя служителем Культуры, должен принимать утверждение явленного синтеза, ибо как слагать ступени Культуры без бережного отношения? Потому каждое осно­вание должно быть охранено для утверждения миру. Слагается Куль­тура не грубостью отношения к тонким энергиям и мышлению, но творческим отношением бережности и ответственности. Потому нуж­но в строительстве помнить об утончении и устремлении в высшие сферы — так достигается эволюция духа» [5].

        «Не может быть международного соглашения и взаимного по­нимания без Культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без Культуры. Потому Знамя Мира вмешает все тонкие по­нятия, которые приведут народы к понятию Культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество про­цветать без знания величия Культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже ма­лодуховные должны понять, в чём заключается восхождение. Истин­но, спасение в Культуре. Так Знамя Мира несёт лучшее будущее» [6].

        «Как мало сознаний, которые могут видеть перерождение пла­неты путём Культуры!» [7]

        «Можно лишь признаками Культуры строить Новую Эпоху. Так Культура будет произнесена как единственная самозащита от разло­жения. Ныне можно стремиться лишь по этому направлению. Наш Приказ: не упускать каждый случай, чтобы напомнить о Культуре» [8].

        Сейчас, во время максимального разъединения, настоятельно сту­чится в сознания людей понятие Общины. Великая Мировая Община суждена, предрешена на пути эволюции, но к ней необходимо подго­товиться. Она не появится сама по себе, она состоит из общинников. И здесь мы особенно чётко понимаем значение Культуры человека. Могут ли члены общины быть некультурными? Какова же тогда будет сама Община?

        «Много говорят о Культуре, но и это основание не должно быть усложнено. Проще нужно понимать улучшение жизни и возвышение нравственности. Каждый познающий лучшую жизнь уже отнесется бережно ко всему прекрасному. Нужно быть добрее» [9].

         Понятие Культуры неотделимо от понятия сердца. Недаром Ни­колай Рерих говорит: «Культура есть сердце». В этих трёх словах за­ключены жизненные основы продвижения. О сердце и его значении говорят все религии, ему посвящена одна из книг Живой Этики. Про­гресс человечества зависит от состояния сердец людей. В Евангелии говорится: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего вы­носит доброе; а злой человек из злого сокровища сердца своего выно­сит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его» [10].

        В Учении есть выражение: «акультурное сердце». Не от этого ли состояния проистекают и злые помыслы, и злые дела? Не от него ли гибнут и люди и целые страны? И это противопоставление культуре ещё больше добавляет понимания её значения.

       «Наука ещё не сумела оценить значение сердца. Древний Мир не однажды указывал на мощь сердца, но рассудок увлекал к первен­ству мозга и тем затруднял ближайшее устремление» [11].

       Воспитание сердца — неотложная задача, и решать её надо с вос­питания детей, с самых малых лет, и родителям, и педагогам, и деяте­лям искусства. Огрубление или утончение сердца решит судьбу плане­ты. Чем наполнено оно? «Культура есть сердце», но какое сердце?

       И в этот день, посвящённый Культуре, особенно уместно вспоминать о сер­дце, устремляя его к образу того, кто так обогатил нас приобщением к Культуре духа, — к образу Николая Константиновича Рериха.

 

             ***

         Призыв к «гордости духа», к достоинству человека должен напо­минать нам и о том, что унижает его. В Учении подробно раскрывает­ся сущность самоунижения, так как подлинно унизить себя может толь­ко сам человек.

        Невозможно перечислить в одном сообщении всё то, что не вхо­дит в понятие «культурного человека». Приведём лишь несколько при­меров из книги «Надземное». Остальное каждый может додумать сам, так как всё, что не от Света, всё против Культуры. И наоборот, все положительные качества, к которым указано стремиться, образуют куль­турного человека.

        Учение говорит: «Среди многих отрицательных свойств, унижа­ющих достоинство человека, нужно отметить неблагодарность» [12]. Начинается это самоунижение с непризнательности к Высшему Миру, «откуда может идти насущная помощь и куда мож­но воздать самую ярую благодарность». Это приводит к такому отупе­нию, что и в земном бытии человек становится непризнательным к окружающему благу и не понимает, «что часто малый дар приносит большое следствие». Также Живая Этика говорит: «Неблагодарный неблагороден». А понятие благородства отвечает понятию культурности.

         Далее упоминается грубость, которая «унижает человека». При­чём здесь подразумевается не только грубость поведения, но такое примитивное мышление, которое не допускает жизни в двух мирах, не вмещает Мира Надземного. «Грубость есть мрак невежества» [13]. Невежества, не желающего познания, отрицающего всё за пределами своей узкой земной сферы. «Нельзя представить себе, на­сколько заражена Земля грубостью! Люди оказываются как бы окру­жёнными эпидемией заразной. (...) Сознание может защитить челове­ка, но оно должно быть ясным» [14]. Утончение мышле­ния есть признак Культуры.

        «Жестокость унижает человека». Это ярый антипод Культуры, о которой сказано, что она «есть любовь к человеку». «...Большая часть жестокости происходит от невежества. (...) Невежда не понимает, что жестокость может быть не только телесной, но и психической. По­следняя может быть особенно отвратительна» [15].

        Можно было бы упомянуть ещё много мрачных свойств, несов­местимых с понятием Культуры. Гораздо радостнее помыслить, какие светлые качества присущи культурному человеку. Можно сказать, что ни одно из известных нам и упомянутых в Учении лучших качеств и черт характера, от самых больших и всеобъемлющих до малых быто­вых штрихов поведения, не чуждо ему. Рядом с ним хорошо живётся и легко дышится всему окружающему его миру. Почитающий Свет тем самым зажигает его в себе и изливает вокруг. Он не может иначе. «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного», — говорит Христос [16]. Культура как «сочетание жизни и красоты» способствует внесению её в жизнь каждого дня.

        Этот же свет, горящий в сердце, помогает мужественно проти­востоять всем врагам Культуры, невзирая на их многочисленность и ярость. Носитель Культуры знает, что он не один и что победа Света предрешена, как восход солнца.

         Полезно было бы каждому спросить себя: культурный ли я че­ловек? Этот вопрос уже подтолкнёт его к вступлению на путь совер­шенствования, отступать от которого можно только во тьму.

        Устремимся к Свету!

 

 

 

 

  

Выступление на собрании, посвящённом 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха и Дню Культуры. 9 октября 1994 г. Новосибирск.

 

Примечания:

Опубликовано в другой редакции: Спирина Н.Д. Отблески–1994. Екатеринбург, 1997.

1. Листы Сада Мории. Зов. 26 июня 1921.

2. Рерих Е.И.Письма. Т.I. – Рига, 1940. 29.05.1931.

3. Листы Сада М. Озарение. 2–ХII–4.

4. Иерархия, 173.

5. Там же, 249.

6. Там же, 33!.

7. Там же, 390.

8. Мир Огненный I, 190.

9. Братство, 137.

10. Луки, 6:45.

11. Надземное, 912.

12. Там же, 905.

13. Там же, 906.

14. Там же.

15. Там же, 907.

16. Матф., 5:16.

17. Каталог картин Н.К. и С.Н.Рерихов / http://gallery.facets.ru/

 


Вернуться к списку: всех статей

Читать также статьи: Статьи