Logo

Учение «Живая Этика»

«Сущие храмы создать надо на счастливой, чистой почве России, в жизни вашей. Настойчиво откройте Врата ищущим сердцам. Я ведаю, когда надлежит открыть Новые Врата».
«Зов» март 31
ВСЕХ РАДОСТЕЙ РАДОСТЬ

 

 

  Наталия СПИРИНА

               ВСЕХ  РАДОСТЕЙ  РАДОСТЬ

 

21 сентября отмечается великий светлый Праздник    Рожде­ство Пресвятой Богородицы. Скажем предварительно о Ней не­сколько слов.

 

                     

       Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией. Современная икона

                                                     

 

          Родители Божьей Матери святые праведные Иоаким и Анна достигли преклонного возраста, но не имели детей. Для евреев это считалось позором, признаком неблаговоления Божия к се­мье. Но святые Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Господню.

          Однажды первосвященник отказался приять жертву от Иоакима, и он расстроенный ушёл молиться в пустыню. После усердной молитвы ему явился Ангел и возвестил, что у них с же­ной родится дочь, которую следует назвать Марией. Святой Иоаким вернулся домой, и вскоре слова Ангела исполнились. У праведных супругов родилась дочь, ставшая Матерью Господа нашего Иисуса Христа.

 

          В связи с этим Праздником мы хотим прочитать слово о Ма­тери Божьей. Оно называется «Всех Радостей Радость».

          Мы знаем, что наступает эпоха Матери Мира, и сердце те­перь особенно тянется к Её великим Обликам, многочисленно от­ражённым в разных эпохах в виде икон, картин и статуй.

          С древнейших времён на Руси особо почитались чудотвор­ные иконы Божией Матери, спасавшие народ от всевозможных бедствий, эпидемий, нашествий врагов и междоусобиц.

          В качестве примера приведём вкратце рассказ об одном из многочисленных чудес, связанных с иконой «Владимирская Бо­гоматерь».

 

                                      Икона Божией Матери Владимировская. XII в.

 

          В XIV веке грозный завоеватель хан Тамерлан напал на Русь и направлялся к Москве. Русское войско вышло ему навстречу.

          Во время этого нашествия были посланы представители ду­ховенства во Владимир, где находилась прославленная чудотвор­ная икона «Владимирская Богоматерь». Взяв икону, эти послан­ники с крестным ходом направились в Москву. Бесчисленное множество народа, стоя на коленях по обеим сторонам дороги, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!».

          В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону, Та­мерлан дремал в своём шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жез­лами, а над ними в лучезарном сиянии явилась величественная фигура Женщины, повелевшая ему уйти из России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие отве­тили, что это была Матерь Божия, великая Защитница христиан. Услышав это, Тамерлан отдал приказ своим ордам повернуть на­зад и уйти из России.

          В память о чудесном избавлении Русской земли от Тамерла­на, на месте, где москвичами была встречена икона, возвели Сре­тенский монастырь.

 

         Другая высокопочитаемая икона Богоматери, именуемая «Донская», явилась на реке Дон и вскоре сделалась полковым знаменем у донских казаков.

 

                                      Икона Божией Матери Донская.  XIV в.

 

          Благодатная сила этой иконы Божией Матери обнаружилась в 1380 году на Куликовом поле, куда она была принесена донски­ми казаками и передана в дар святому князю Дмитрию, прозван­ному Донским. Святой князь с великой верою и благоговением принял этот образ. И накануне сражения икону пронесли среди русского воинства для ободрения и поднятия духа, а затем всю ночь молились перед ней. Святой князь Дмитрий был уверен, что свою победу над татарами он совершил благодаря заступничеству Богоматери, и возносил Ей пламенное благодарение.

 

          Книг о чудесах чудотворных икон Богоматери написано мно­го, и в одной из них святитель Дмитрий Ростовский в заключение говорит: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить».

 

          Келейной иконой святого Серафима Саровского была икона Божией Матери «Умиление».

 

                                Икона Божией Матери «Умиление». XVIII в.

 

 

          Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону «Умиление»    «Всех Радостей Радость», и перед ней он скон­чался, стоя на коленях на молитве.

 

         В Киеве во Владимирском соборе есть дивный образ Богома­тери кисти В.М.Васнецова.

 

                              Васнецов В.М. Богоматерь с Младенцем. 18851896.

                                                    Владимирский собор. Киев

 

          Она изображена во весь рост, величе­ственная и прекрасная. Богоматерь держит на руках Младенца Христа. Он обращён Ликом к людям и как бы приветствует их и тянется к ним. Одной ручкой Божественное Дитя указывает на Небеса, в которых обретаются херувимы и серафимы, а второй тянется к людям с призывом обратиться к Высшему.

          Сегодня мы рассмотрим изумительный по красоте и необыч­ности облик Великой Матери под названием «Матерь из Турфана», написанный Н.К.Рерихом в 1924 году.

 

                                                      Н.К.Рерих. Матерь из Турфана.

                                                              Серия «Сикким». 1924

 

          Турфан   это древнейшее место в Восточном Туркестане, оазис в отрогах Тянь-Шаня. В путевом дневнике «Алтай-Гима­лаи» Николай Рерих писал: «Говорят: "Там много подземных ключей, и ещё много в местности подземных ходов"» [1]. «На обвет­шалых, пожелтелых рукописях Турфана звучат гимны Богу, Све­ту, Солнцу, Вечной Живой Душе, возносятся моления о покое, о восхождении, о мире» [2].

          Вот перед нами эта замечательная картина Н.К.Рериха. Об­лик Мадонны поражает своей необыкновенной грациозностью, женственностью и какой-то особой певучестью линий Её фигуры. Её Облик  — это символ материнства, полный неотразимой неж­ности, изящества, любви, которая устремлена как к младенцу, так и к Миру Высшему. Это не каноническое изображение Богороди­цы, как на иконах, но очень необычное, особенное.

          Это изображение устремляет наши сердца к Владычице Мира: «Великая Матерь Вседающая! Пошли нам, детям Твоим, Лучи Свои, дающие жизнь. Нам помоги осознать Свет от Твоего Света и жизнь Неба. К жизни, что там, к жизни пространств Тво­их Света нас научи в духе касаться и в духе с Тобой пребывать» [3].

 

          У Н.К.Рериха это не единственное изображение Божествен­ной Матери. Нам известны два варианта его картины «Матерь Мира».

 

                                                       Н.К.Рерих. Матерь Мира.

                                                Серия «Знамёна Востока». 1924

 

          К ней относится обращение в Учении Живой Этики: «Ма­терь Мира    великая творческая сила в нашей сущности. Ты жила в культах древних, как земля, как солнце, как огонь, как воздух, как вода. Ты, всему Дательница, Ты, всему откровение Дающая! Ты, Явившая человечеству великое радостное познание Матери; Ты, Указавшая подвиг и Сокрывшая Лик Свой; Ты, Дав­шая нам явление пространственного Огня; Принявшая на плечи Твои тяжесть человеческих действий; Тебе появим мольбы вер­нуть нам нашу утерянную улыбку. Яви нам овладение священной Огненной Силой!» [4]

 

          Великое сострадание Богородицы и стремление помочь лю­дям, даже грешникам в аду, нашло отражение в картине Н.К.Ре­риха «Madonna Laboris» («Труды Богоматери»).

 

                     

                        Н.К.Рерих. Madonna Laboris. (Труды Богоматери). 1933

 

 

Самосозданный ад...

                                               Возведи нас, Благая, из пекла

Неизжитых страстей

                                               и ненужных и мелочных чувств!

Затуманенный ум

                                               без любви покрывается пеплом,

Затвердевшее сердце —

                                               сосуд, что поруган и пуст.

 

 

Подними нас в Твои

                                               ароматные райские кущи,

Матерь, давшая жизнь

                                               бесконечным живым существам;

В неземное Твоё бытие

                                               уведи нас, безмерно заблудших,

От сует суеты

                                               допусти в Твой небесный Ашрам.

 

 

Чтобы вновь обрели мы,

                                               ушедшие в страны далече,

Свой исходный и вечный,

                                               суждённый космический дом,

Где от всех заблуждений,

                                               иллюзий и противоречий

Мы гармонию мира

                                               и радость любви обретём [5].

 

                                                  

 

 

 

           Слово на Круглом столе

       Сибирского Рериховского Общества,

                    24 сентября 2000 г.

 

Примечания:

Опубликовано в другой редакции: На Восходе: Издание Сибирского Рериховского Общества. Новосибирск, 2000, № 10.

1.Рерих Н.К. Алтай—Гималаи. — Рига, 1992. — С. 210.

2.Рерих Н.К. Врата в Будущее. — Рига, 1991. — С. 186.

3. Искры Света. Вып. 2—3. Из Бесед Б.Н.Абрамова с Н.Д.Спириной. 1952—1958. —  Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, 2000. Серия «Из архива Н.Д.Спириной». — С. 33.

4.Беспредельность, 38.

5.Спирина Н.Д. Перед Восходом. Стихи разных лет. — Новосибирск, 2013. — С. 155—156 .

 


Вернуться к списку: всех статей

Читать также статьи: Статьи